Данные о ранних механических часах весьма скудны: иногда это упоминание, вкравшееся в стихотворение или прозаическое произведение, иногда это запись в церковном реестре об уплате некоторой суммы часовщику за ремонт часов, а иногда и запись об оплате самого их изготовления. Ни одни из старинных часов не дошли до нас в первоначальном виде, какой им был придан в XIV столетии при их изготовлении. Все они исчезли или подверглись капитальному ремонту и реконструкции. Поэтому только путем старательного и всестороннего использования дополни тельных источников (письменных и археологических) можно восстановить первоначальную конструкцию. В связи с этим особое значение для историка приобретают те источники, в которых имеются только достоверные свидетельства о создании и конструкции ранних механических часов, такие, как: а) рукописные трактаты Джиованни Донди — «Трактат о светилах» («Tracta- tus Astrarium») и «Главное сочинение о планетах» («Opus Pla netarium») . В них дается достаточно подробное описание созданных Донди сложных планетарных часов в 1348—1364 гг. Сами часы, к сожалению, не дошли до нас. Но по их описанию в трактатах Донди возможно получить представление о спусковом устройстве и регуляторе хода. Шпиндельный ход показан на чертеже и полностью объяснен в тексте; б) чертежи часов, созданные известным немецким часовщиком де Виком в Париже в 1364—1370 гг., куда он был приглашен Карлом V. Они сохранились благодаря заботам и предусмотрительности Жюльен Ле руа, который до производства реконструкции часов в XVIII в. составил на них чертежи; потом они были опубликованы в широко известном труде Муане. Часы, созданные де Виком, сначала находились в королевском дворце, а затем были перенесены во Дворец правосудия. В XVIII в. они подверглись пол ной реконструкции, которая осуществлялась под руководством Жюльена Леруа; в) поэма Фруассара «Li orloge amoureus», написанная в 1368 г., содержит достаточно вразумительное описание шпиндельного хода и регулятора хода (foliot ba lance) — самой ранней конструкции хода и регулятора. Предполагают, что автор поэмы в значительной мере основывался на часах, построенных де Виком.
Трактаты Джиованни Донди, поэма Фруассара и чертежи Леруа, взятые вместе, позволяют уже дать детальное описание устройства механических часов второй половины XIV в. и по ним вообще судить о конструкции раннего спускового устройства и регулятора хода часов.
Планетарные {астрономические) часы Донди. Джиованни Донди (1318—1387) преподавал астрономию и логику в Падуанском университете, медицину — во Флорентийском и Падуанском университетах. Донди был всесторонне осведомлен во всех науках того времени. Особенно блестящими были его познания в области механики, как впоследствии у Леонардо да Винчи.
В 1348—1364 гг. Донди создал свои знаменитые планетарные часы, которые показывали движение Солнца, Луны и пяти планет, содержали в себе вечный календарь и давали возможность определять звездное и среднее солнечное время. Эти часы были известны далеко за пределами Италии; они доставили Донди большую славу при жизни и обессмертили его имя. О них восторженно отзывались современники и считали их механизм удиви тельным. Такая оценка сохранилась и позже. В 1470 г. часы Дон ди называли «знаменитыми часами, достопамятными и превосходящими все часы, появившиеся и ставшие известными до 1470 г.». Интересна последующая история часов Донди. Они оставались в Италии до 1809 г. Сначала находились в библиотеке зам ка в Падуе. В 1529 г. часы испортились и остановились. После долгих поисков был найден часовщик, который сумел их восстановить,—Джуанелло Турриано (1500—1585), потом ставший часовщиком и механиком Карла V. Современниками Дж. Турриа но провозглашался гением. Он сам создал астрономические часы весьма сложной конструкции. Для их устройства потребовалось 1800 колес, с помощью которых в этих часах воспроизводилось:«30-дневное движение Сатурна, часы дня, годичное движение Солнца, движение Луны, а также всех планет в их „обычном движении» соответственно птолемеевой системе мироздания. По свидетельству современника, Джуанелло потратил двадцать лет только на предварительную разработку проекта устройства своих часов».
Он же известен как строитель водопровода, который считал ся одним из величайших технических чудес XVI в.. В 1556 г. после отречения от престола Карл V удалился в мо настырь св. Юста, взяв с собой часы Донди и Джуанелло Тур- риано в качестве своего часовщика. Еще будучи императором, Карл V увлекался часовым искусством. В монастыре он до кон ца дней работал над созданием астрономических часов, которые бы ни в чем не уступали знаменитым страсбургским и нюрнберг ским часам, справедливо вызывавшим всеобщее удивление [16, 37—40]. После смерти Карла V часы Донди оставались в мона стыре св. Юста до 1809 г., когда монастырь был сожжен, а все сокровища уничтожены. Таким образом, часы Донди не дошли до наших дней. К счастью, дошли два рукописных трактата Дон ди—«Трактат о звездах» и «Главное сочинение о планетах». Б них имеются многочисленные чертежи, описание созданных Донди планетарных часов и методов конструирования. На основа нии расшифровки и изучения этих рукописей, начатых Байли и продолженных Ллойдом—известными историками часов, в Англии была осуществлена реконструкция часов Донди.
На рис. 94 воспроизведен чертеж часов Джиованни Донди. Рама часов изготовлена из бронзы, а валы, колеса, циферблат — из латуни. Из 297 частей часов Донди 100 составляли колеса и шестерни, зубцы которых были наре заны вручную. Зубцы треугольной формы, но для различных астрономических зубчатых передач употреблялись тупые зубья — округленные, со срезанными краями. Для воспроизведения движения Луны нужно было иметь колесо со
157 зубцами, нарезка которых представляла задачу весьма трудную. Не менее трудной была нарезка на одном колесе 365 зубцов.
По мнению Бейли, этот чертеж для историка часов представляет исклю чительный интерес как один из самых ранних дошедших до нас чертежей хо дового механизма. На нем изображен шпиндельный ход, который был в ши роком употреблении в течение трех последующих столетий. В часах Донди вместо коромысла с регулирующими грузами на его концах в качестве регу лятора использовано так называемое коронное колесо (по форме похожее на корону). Заводной барабан, на котором намотана веревка с грузом (гирей) на конце, делает 10 оборотов за сутки, второе колесо вращается 100 раз в день, а ходовое колесо — 800 раз. Каждому обороту ходового колеса сопутст вовало 54 колебания баланса (коронного колеса) —1800 колебаний в час. Пе риод колебания баланса — 2 мин. Поскольку в часах Донди отсутствует фолио в форме коромысла с грузами на концах, он рекомендовал регулировать их ход при отставании увеличением заводной гири и прикреплением к ходовому колесу маленьких гирь, если часы спешили.