Баланс со спиральной пружиной, в отличие от маятника, может без нарушения правильности хода часов совершать колебания и при переноске, поэтому он нашел применение в качестве регулятора во всех видах переносных часов (карманных, наручных и хронометрах). Баланс—спираль по сравнению с маятником теоретически обладает еще одним крупным преимуществом — период его свободного колебания не изменяется при изменении величины его размаха, или амплитуды.
Когда система баланс—спираль совершает движение свобод но, то ее колебания являются простыми гармоническими. Период такого колебания выражается формулой
(1)
где Т — период одного полного колебания баланса; /— момент инерции баланса, который выражается через массу m и радиус инерции G — упругая жесткость, развиваемая спиралью при закручивании ее на 1 рад (единицу угла отклонения баланса от положения равновесия).
Условием постоянства хода часов и будет соблюдение постоянства отношения IIG в формуле (1).
Период колебания системы баланс—спираль зависит от величины и расположения массы баланса, размера и упругости материала спирали
Эта формула получается при подстановке в формулу (1) следующих значений: I=mk2; G = Ehsbl\2L, где Е — модуль упру гости спирали; h, b, L — толщина, ширина и длина спирали со ответственно.
Из этой формулы вытекает, что на период колебания системы баланс—спираль влияют следующие величины.
а) Масса баланса. Увеличение массы увеличивает период колебания баланса и наоборот. На период может оказывать влияние изменение расположения отдельных частей системы баланс—спираль или смена их на более тяжелые или легкие. Это свойство используется для регулировки периода, например, путем замены более тяжелых винтов баланса более легкими или при помощи подкладывания небольших шайб под винты баланса. б) Инерция баланса. Она изменяется путем приближения или удаления отдельных частей баланса от его оси (завинчиванием и вывинчиванием особых винтов баланса).
в) Действительная длина спиральной пружины. На этом свойстве основан способ регулировки периода системы баланс— спираль при помощи градусника или особого устройства, позволяющего удлинять рабочую часть спирали.
г) Сила упругости спирали. Упругость учитывается при под боре новой спирали.
В колебательной системе баланс—спираль энергия два раза за период колебания переходит из потенциальной в кинетическую и обратно. Колебания системы — затухающие, поскольку происходит рассеяние энергии на преодоление сопротивления воздуха, трения в опорах осей и внутривиткового трения спирали и т. д. Величина, исчисленная из отношения полной колебательной энергии к сумме потерь за один период колебания балансового осциллятора, характеризует добротность этого осциллятора. А чем выше добротность осциллятора, тем выше стабильность периода колебания системы баланс—спираль.
Затухающие колебания, или колебания с амплитудой, не прерывно уменьшающейся с возрастанием времени t, описываются в теоретической механике следующим дифференциальным уравнением:
Здесь т — масса; cfx/df — ускорение точки. Правая часть уравнения служит мерой совокупных сил, действующих на точку;
— Rx — сила, пропорциональная расстоянию точки от некоторого неподвижного центра, —Ldx/dt — сила, пропорциональная скорости движения точки и направленная в сторону, противоположную движению. Это и есть сила трения. Суммарные потери на трение в колебательной системе определяются коэффициентом затухания. Он находится опытным путем при наблюдении затухания колебаний или последовательности амплитуд по их абсолютной величине. Натуральные логарифмы из отношения этих амплитуд есть постоянная величина. Гаусс назвал ее логарифмическим декрементом (и).
В колебательной системе баланс—спираль одним из важных источников рассеяния энергии является сопротивление воздуха движению этой системы. Оно прямо пропорционально угловой скорости баланса. При допущении, что баланс колеблется свободно (без наличия какого-либо спускового регулятора) и что при этом была замерена начальная амплитуда колебания, а за тем и амплитуда по истечении времени f, отношение между ни ми может быть выражено как a=Ae-ut, где а — амплитуда, соответствующая времени t, A — начальная амплитуда, когда t равно начальному времени; и — логарифмический декремент.
Рассеяние энергии в системе баланс—спираль растет вместе с амплитудой, что может быть выражено дифференциальным уравнение, где Е — модуль упругости спирали; G — упругая жесткость спирали, развиваемая ею при закручивании на 1 .рад.
В реально действующих карманных, наручных часах и хронометрах для поддержания незатухающих колебаний регулирующей их системы требуется приток энергии извне или передача импульса от ходовой пружины на ходовое колесо. Величина импульса (или входа энергии в систему баланс — спираль) должна во всех случаях покрывать рассеяние энергии, вызываемое действием трения в опорах осей, сопротивлением воздуха, внутривитковым трением и т. п. Только при этом условии колебания становятся незатухающими.
Колебания системы баланс—спираль происходят под воздействием энергии импульсов и трения. Главной причиной изменения амплитуды, а следовательно, и периода колебания является изменение энергии импульсов, сообщаемой от ходового колеса балансу. Ходовое колесо с приложенным к нему крутящим моментом Мкр при взаимодействии с регулятором хода часов образует замкнутую динамическую систему [186]. На ее состояние оказывает воздействие ряд внутренних и внешних факто ров.
Внутренние факторы: а) колебания Mкр на ходовом колесе вследствие перепада и рывков Мкр пружины и изменения мгновенных значений передаточных отношений в колесной системе; б) изменения автоколебательного режима системы баланс—спираль, вносимые анкерным спуском; в) краткосрочные и длительные изменения условий трения в часах, связанных с изменением вязкости масла, аэродинамического сопротивления воздуха движению баланса; г) потеря энергии в спиральной пружине.
Внешние факторы: а) позиционные ошибки хода, связанные с неуравновешенностью баланса, спирали и анкерной вилки; б) температурные воздействия, связанные прежде всего с термоэластическим коэффициентом спирали; в) влияние атмосферного давления на ход часов; г) влияние толчков, вибраций и ускорений при ношении часов; д) влияние магнитных и электрических полей.
Непостоянство крутящего момента, передаваемого завод ной пружиной на ходовое или анкерное колесо, — основной не достаток пружинного завода. Отсюда возникает необходимость в применении особых приспособлений, которые известны под названием ограничителя заводки пружины, или останова, и выравнителя крутящего момента пружины. Пружину не следует заставлять работать на всех шести витках, а только на средних ее витках. Ограничение работы пружины на средних витках достигается применением остановов, например мальтийского креста, накладки Гуллера и т. д. Чтобы обеспечить постоянный крутящий момент подобно тому, какой дает гиревой завод, применяется фузея. На ее оси будет сохраняться постоянный крутящий момент, если цепь, передающая усилие от барабана на фузею, будет работать при полном заводе пружины на наименьшем ее радиусе, а при спущенном заводе пружины — на наибольшем. Теперь фузея используется только в хронометрах.
В последние десятилетия найдены более эффективные средства для обеспечения постоянства передаваемого импульса от ходовой пружины на анкерное колесо. Имеется в виду применение пружин из созданного Штрауманом (Швейцария) сплава нивофлекс, обладающих высоким модулем упругости; они могут обеспечивать продолжительность хода наручных часов до 40 часов от одного до другого завода. При этом можно обходиться более тонкими, но длинными пружинами и тем самым использовать до 0,6—0,7 свободного объема барабана. Испытания показывают, что такие часовые пружины могут служить без остаточной деформации и поломок до 10 лет. График момента пружин из нивофлекса имеет почти горизонтальный участок на рабочем интервале, что необходимо для повышения точности хода часов.
Другим средством стабилизации импульса, передаваемого регулятору, в настоящее время является автоматический завод (об этом см. на с. 367). Перепад крутящего момента может вызываться не только неравномерностью падения энергии заводной пружины, но и трением в колесной передаче. Поэтому к зубчатым зацеплениям часового механизма предъявляются требования: малое трение, большая точность и постоянство передаточного отношения.
В часовых зубчатых зацеплениях имеет место трение скольжения, за счет которого снижается момент, передаваемый на ведомый триб. Анализ трения на профиле зуба этого триба при входе и выходе зубцов из зацепления показал, что трение имеет максимальное значение при входе зубцов в зацепление, а при выходе равно нулю для зубцов и безвредно. Для уменьшения входного трения головку зуба трибки делают не острой (как этого требует теоретическая циклоидальная форма), а закругленной. Применение закругленной формы зубцов трибки, кроме уменьшения входного трения, придает трибке некоторую универсальность, допуская работу ее с колесами, имеющими различное число зубцов.
Изучение процессов износа в зубчатых зацеплениях обнаружило следы износа от трения скольжения, а также от коррозии даже при незначительных удельных давлениях. Сильному износу подвергаются трибы, у которых число зубцов меньше числа зубцов колеса в 6—8 раз. Доказано, что в результате износа зубцов происходит неравномерная передача движения, изменяется удельное давление в опорах, из-за чего нарушается ход часов.
Погрешности в профиле зацеплений вызывают увеличение трения и ускоренный износ колес. Для правильной работы ко лесной передачи необходимо свести трение и износ в ней к возможному минимуму и добиться, чтобы они были постоянны по величине. Достигается это снижением удельного давления осей колес, тщательной обработкой трущихся рабочих поверхностей, снижением коэффициента трения зубцов колес, повышением качества смазки.
Установлению законов трения стал в XV в. уделять большое внимание Леонардо да Винчи; его работы в 1699 г. продолжил французский инженер Амантон. Наблюдения последнего в 1771 г. подтвердил Кулон. Он провел четкое различие между статическим трением — силой, необходимой для возникновения начального скольжения, и кинетическим — силой, необходимой для поддержания скольжения.
В 1886 г. Осборн Рейнольде впервые исследовал трущиеся смазанные поверхности. Он доказал, что сопротивление при движении определяется гидродинамическими свойствами смазочного материала, разделяющего поверхности. В этом случае трение небольшое и теоретически износ отсутствует, но смазочная жид кость растекается и соприкасающиеся поверхности разделены только ее тонким слоем. Трение и износ в этом случае меньше, чем при отсутствии смазки, но значительно больше, чем при пол ной изоляции поверхностей гидродинамическими пленками. Систематическое исследование смазки было начато в 1920 г. Вилья мом Гарди.
При подборе масел для часовых механизмов и для обоснования технических требований к маслам имело большое значение установление предела, за который не должна выходить их вяз кость при низких температурах.
Трение может меняться не только при изменении качества смазки, но и при простом изменении положения осей баланса или колесной системы. Поскольку движение осей часового механизма вращательное, а движение регулятора колебательное, то жесткая кинематическая связь между ними не может быть установлена. Поэтому между регулятором (системой баланс — спираль) и последней (самой быстро вращающейся) осью механизма используется еще один механизм, который называется ходом, или спусковым механизмом.
«Едва ли существуют механизмы более интересные, более замысловатые и вместе с тем более деликатные, чем часовые хода, — писал Л. П. Шишелов. — Трудно назвать другую область прикладной механики, где человеческая мысль так долго, так упорно работала над созданием новых и над улучшением старых ходов».
В карманных и наручных часах применяются исключительно регуляторы балансового типа, работающие со свободным или несвободным спусковым механизмом. Несвободные спуски имеют крупные недостатки (малая амплитуда колебания баланса — менее 180°, большая потеря на трение), что вызывает нарушение изохронизма и необходимость в увеличении размеров двигателя. Поэтому в современных карманных и наручных часах несвободные спуски почти вышли из употребления.
Свободные анкерные хода в сравнении с несвободными имеют следующие преимущества: 1) часы могут работать с большой амплитудой колебания баланса, достигающей 300—330°; 2) наличие притяжки позволяет балансу осуществлять колебания почти свободно, так как около 90° всего размаха баланса проходит совершенно свободно, не будучи связанным с деталями спускового механизма; 3) малый расход энергии на трение дает возможность уменьшить размеры двигателя или увеличить амплитуду колебания баланса. Все указанные положительные свойства свободного анкерного хода способствовали широкому распространению его в карманных и наручных часах, несмотря на сложную кинематику из-за наличия дополнительного звена (вилки), которая делает работу спуска весьма чувствительной к изменению его размеров вследствие неточности изготовления.
В практике свободный анкерный ход применяется в часовых механизмах с периодом колебания баланса 0,4 или 0,33, причем период 0,4 является наиболее распространенным в приборах времени. Большая амплитуда вызывает увеличение кинетической энергии баланса. Вследствие этого колебания его становятся более устойчивыми и внешние случайные воздействия (вибрация, резкие повороты механизма в пространстве и т. п.) оказывают меньшие влияния на точность хода часов.
Система баланс—спираль, обладающая сама по себе строго ритмическим движением и управляющая периодичностью хода, регулирует также и движение осей часового механизма, обеспечивая линейную зависимость угла их поворота от времени. Работа часового механизма и складывается из прерывистых, строго периодических движений, состоящих из «циклов колес ной передачи», как их называет Ж. Андрад. Таким путем достигается деление колебания системы баланс—спираль на частоты.
Движение основной колесной системы происходит в течение очень коротких промежутков времени, в остальное время она находится в покое. У большинства часов, выпускаемых отечественными заводами, колесная система приходит в движение 5 раз в секунду и находится в движении около 0,15 с. Следовательно, в течение суток она находится в движении менее 2 часов, а более 22 часов остается в покое.