Маятниковые часы Бена. Появление самых ранних часов с электрическим приводом прямого действия связано с именем английского часовщика Александра Бена (1811—1877). В 1837 г. он приехал в Лондон из Эдинбурга, чтобы поступить на работу в качестве часового мастера. Это случилось в тот самый год, когда Кук и Уитстон получили патент на электротелеграфный аппарат.

Александр Бен был не только квалифицированным часовщиком, но и талантливым изобретателем, интересовавшимся достижениями науки. После того как ему удалось устроиться на работу, он систематически посещал лекции в Политехническом институте и всецело отдался изобретательской работе. Знакомство с электромагнитными машинами направило мысль Бена на поиски того, как электричество может быть использовано в той области техники, которая была ему, как часовщику, ближе всего.

Бен стал работать над созданием электрического буквопечатающего телеграфа («печатание информации вместо указания ее знаками») и над созданием электрических часов. «К июню 1840 г. я столь продвинулся в обоих этих изобретениях, — пи сал Бен, — что пожелал встретиться с некоторыми из тех лиц, кто мог бы материально помочь мне в реализации моих изобретений». Основная мысль Бена в области электрохронометрии заключалась в устройстве нескольких вторичных (с циферблатом) часов с единым управлением от первичных, или главных, часов так, чтобы они могли показывать одно и то же время в различных местах. В библиотеке Лондонского патентного бюро сохранились чертежи Бена вместе с подробными описаниями по меньшей мере десяти его изобретений, относящихся к созданию электрической системы часов, приводимой в действие последовательным включением и выключением тока, осуществляемых движением маятника и баланса. Наряду с этим известны изобретения Бена, связанные с созданием печатающего телеграфного аппарата и устройством железнодорожной электросигнализации через токопроводящие рельсы и кон тактные башмаки. Он набросал также план осуществления нового принципа передачи штриховых изображений и печатного материала на расстояние по проводам и без проводов, в кото ром предвосхищал некоторые идеи современного телевидения. По тому значению, какое имеют изобретения Бена, его имя может быть поставлено рядом с выдающимися деятелями тех ники.

В августе 1840 г. Александр Бен был представлен ученому и изобретателю Уитстону, которому изложил свои проекты электрических часов и буквопечатающего телеграфного аппарата. Проекты молодого изобретателя заинтересовали Уитстона, и он дал средства, чтобы Бен окончил свои модели. Буквопечатающий аппарат он купил у Бена. Интерес, проявленный к изобретению электрических часов в Англии, показывает, что общественность придавала этому большое значение.

Бен получил патент на изобретенные им электрические часы в октябре 1840 г. На основании этого Бена считают первым изобретателем электрочасов в Англии, так как здесь до него подобный патент никому не выдавался.

Описание и характеристика патента Бена довольно подробны и охватывают вторичные импульсные часы и разные способы продвижения в них стрелок импульсами тока, реализуемыми движением качающегося маятника или колебательным движением баланса. Здесь также имеется описание маятниковых часов с электрическим приводом прямого действия, которые могут управлять вторичными (импульсными) часами.

Механизм первых главных часов, описанных в этом патенте, приводился в действие грузом, а регулятором хода служил секундный маятник.

На рис. 231 показана схема устройства одних из таких электрических часов. На ней изображены секундный маятник 2 и трое вторичных часов в цепи /. Часовой механизм на фигуре не показан. Стержень маятника несет хомутик с металлическим пальцем 4 для осуществления контакта. Палец с трущимся контактом проходит по изолятору с металлической вставкой 3, прикрепленной к раме. При каждом размахе маятника происходит замыкание контактов цепи, после чего посылается импульс тока в цепь вторичных часов, соединенных последовательно, чтобы передвигать стрелки импульс за им пульсом.

Маятниковые часы Бена 1843 г. с электрическим приводом прямого действия, т. е. с маятником, сохраняющим свое колебание под действием электромагнита, можно видеть на рис. 232. В качестве источника электрической энергии в часах был применен так называемый земляной элемент /, 2, состоящий из медной и цинковой пластин, зарытых в сырую землю. Затем имеется два закрепленных циферблата вторичных часов 3, 4. Маятниковый груз 7 представляет собой многовитковую массивную катушку из изолированной про волоки. Катушка расположена между полюсами двух постоянных подковообразных магнитов 8, прикрепленных к раме. Электрический контакт осуществлялся маленьким шариком, установленным на стержне маятника. При качании маятника шарик попеременно касался левой или правой пластины 5, 6. При колебании маятника влево шарик падал на пластину 5, замыкая цепь; тогда маятник мог быть притянут вправо и получить импульс, который в то же время передавался на все циферблаты в цепи. Когда маятник двигался влево, шарик падал на другую металлическую пластину 6, которая, не имея электрического контакта, прерывала цепь. Этот цикл повторялся при каждом переменном размахе маятника. Часы Бена заслужили похвалу и за оригинальность, но устройство контакта и прерывателя было неудачным. Поэтому Бен вынужден был этот контакт усовершенствовать.

В 1845 г. он создал более совершенную конструкцию электрочасов (рис. 233, а). Основная их часть состоит из маятника с линзой и двумя стальными магнитами. Полюсы магнитов обращены к катушкам С и С1 которые соединены последовательно (рис. 233, б). Поэтому при пропускании через них тока одна катушка притягивает линзу, в то время как другая отталкивает ее.

Рис. 231. Схема электрических часов Бена 1840 г.

Рис. 232. Маятниковые часы с электрическим приводом прямого действия Бена 1843 г.

Рис. 233. Часы Бена 1845 г.
а — принципиальная схема; б — устройство часов; в — детали контакта

На стержне маятника укреплен штифт D, назначение которого состоит в том, чтобы при колебании маятника передвигать по кронштейнам Н и Н1 контактную скобу В.

Это устройство в увеличенном виде приводится на рис. 233, в. Кронштейны Н и Н1 имеют сверху цилиндрические выступы-контакты G и G1 из золота, А и А1 из агата. На выступах имеются канавки, по которым Свободно движется контактная скоба В, соединяющая оба конца цепи в момент касания золотой части контактов.

В этих часах катушки, контакты и источники тока соединяются последовательно.

Разберем работу маятника. На рис. 233, а маятник находится в крайнем правом положении. Левая катушка в это время притягивает линзу, а правая отталкивает ее. В результате маятник получает импульс справа налево, скоба остается неподвижной до тех пор, пока штифт не толкнет ее левый изгиб. В это время контакт прервется, цепь разомкнётся, и катушки не будут действовать на линзу. Маятник теперь будет свободно двигаться вправо, где опять передвинет скобу и замкнет цепь, и т. д.
Недостаток часов Бена заключался в том, что был большой ток, сильное трение в контактах и износ их; поэтому довольно скоро эти часы оказались достоянием истории. Маятник находился непрерывно под магнитным воздействием; сила притяжения магнита способствовала ускорению хода часов. Поскольку импульсы маятнику сообщались после каждого размаха, то ход часов Бена не был свободным. Изосинхронное колебание маятника могло достигаться только при совершенно неизменной и постоянной силе тока батареи, что, как известно, не так легко получить.

В маятниковых часах Бена с электроприводом прямого действия были заложены те основные принципы, на основе которых происходило дальнейшее усовершенствование такого типа электрических часов, т. е. усовершенствование контакта и механизма для периодического прерывания тока и изменения фаз. Идея Бена об устройстве маятниковых часов с электрическим приводом непосредственного действия была революционной, несмотря на то что ему не удалось создать надежного устройства контакта.

Кроме электрических часов Бена, существуют и более совершенные конструкции часов с приводом прямого действия, как, например, электрические часы Матиаса Гиппа (1813—1893), в которых посредством системы электромагнитов маятнику даются толчки только тогда, когда амплитуда его качаний становится меньше известной величины. Часы Гиппа, имевшие более совершенное устройство, и получили на европейском континенте наибольшее практическое применение.

Электрические часы Гиппа. По свидетельству Фаварже, мысль о создании часов с электрическим приводом возникла у Гиппа еще в 1834 г., когда он в возрасте
21 года стал часовым мастером в Сант-Галле (Швейцария). Свое изобретение он представил в 1842 г., когда уже был часовым мастером в Рейтлингейне (Германия). Оно принесло ему славу. Есть основания полагать, что он не знал о работах своих современников, а последние не были в курсе достижений Гиппа. В Англии самое раннее сообщение об электрических часах Гиппа относится к 1865 г., когда на это изобретение там был выдан ему патент.

Создавая часы с электрическим приводом, Гипп исходил из ясных теоретических положений, относящихся к колебаниям свободного маятника, т. е. маятника, не связанного ни с ходом, ни с колесной системой. В этом случае маятник, преодолевая сопротивление окружающего воздуха, может качаться довольно долго под влиянием одного полученного им первоначального импульса. Если такому маятнику сообщить импульс через несколько секунд или даже минут, после того как он сделает большое число свободных колебаний, без нарушения изохронности этих колебаний, он будет колебаться столь же равномерно, как и раньше. В этом случае повторный импульс должен подаваться не после определенного числа свободных колебаний маятника, а тогда, когда уменьшение амплитуды этих колебаний дойдет до заранее определенного минимального размера. Эти импульсы должны восстанавливать потерянную силу маятника вследствие изменения соотношения между действующими силами и вредными сопротивлениями.

Принцип действия часов Гиппа и заключался в том, что свободно колеблющийся маятник L в момент затухания колебаний, когда его амплитуда достигает определенного минимального размаха, автоматически получает импульс от источника электрического тока.

Электрические маятниковые часы Гиппа представлены на рис. 234. Маятник устроен совершенно особенным образом: одним концом он подвешен на пендельфедере в точке А, а на другом его конце находится линза, ниже ко торой укреплен железный стержень е, выполняющий роль якоря электромагнита m, который установлен так, что расстояние между полюсами и якорем равно 1—2 мм. Стержень маятника над линзой имеет прямоугольный вырез (см. вид сбоку), где установлена агатовая призма а, которая представляет собой контрпалету, или гребенку с двумя или тремя зубцами. Над последней установлены две контактные пружины f, f1, левые концы которых свободно лежат на стержнях s, s’. К нижней контактной пружине f, немного правее ее середины, в точке о подвешен легко подвижный язычок, или палета, р из за каленной и отполированной стали. Положительный полюс батареи Е соединен с одним концом обмотки электромагнита т, другой его конец присоединен к контакту k’ пружины f’; отрицательный полюс батареи присоединен к правому контакту k пружины f. Провод s’d служит для того, чтобы предупредить появление искры в т при размыкании тока, так как прежде чем пружины f,f1 разобщатся, f1на одно мгновение ложится на стержень s’, и ток пройдет по проводу ds’.

Для приведения маятника в состояние колебания необходимо отвести его влево так, чтобы гребенка оказалась левее язычка, и отпустить. При обратном движении гребенка а зацепит за язычок р и повернет его вправо, после чего язычок легко соскользнет с нее. Цепь электромагнита останется разомкнутой, и маятник колеблется без импульса, с постепенно уменьшающейся амплитудой. Наконец, когда амплитуда уменьшится до некоторой определенной ве личины, язычок задержится между зубцами гребенки при отклонении маятника влево. Гребенка упрется в язычок, приподнимет его, и контакт замкнется. В результате соединения контактов обеих пружин через обмотку электромагнита пойдет электрический ток, и якорь притянется к электромагниту, т. е. вызовет импульс тока. Этот импульс дает маятнику толчок вблизи положения равновесия. Затем гребенка отпустит язычок р и маятник будет свободно продолжать свое колебание с увеличившейся амплитудой, поднимая и от пуская легкий язычок. Это происходит до тех пор, пока амплитуда маятника не уменьшится настолько, что при колебании влево произойдет заклинивание язычка р. Тогда вновь замкнется контакт и маятник получит импульс от электромагнита.

Рис. 234. Электрические маятниковые часы Гиппа

Рис. 235. Часы Гиппа, усовершенствованные Лемуаном Рис. 236. Маятник с электрическим приводом Фери

В СССР маятник Гиппа применен в электропервичных часах (ЭПЧМ). Описанное выше электромеханическое устройство, которым Гипп снабдил свободный маятник, он назвал электрическим ходом (l’chappement electrique). Часы Гиппа со свободным ходом, так как маятник сцепляется с механизмом только во время получения импульса (примерно через 8—10 свободных колебаний).

Парижский изобретатель Лемуан в 1900 г. внес в изобретение Гиппа ценное изменение, присоединив к коленчато-рычажному устройству проволоку с легкой слюдяной флюгаркой в форме бабочки. По форме флюгарки это устройство стали называть «бабочкой». Лемуан заменил коленчато-рычажное устройство удлиненной легкой проволокой 1 со слюдяной лопаточкой 2 и с шарниром внизу основания груза маятника (рис. 235). Когда амплитуда колебания маятника уменьшалась ниже заданной нормы, проволока нажимала на пружинный контакт 3, и последний приводил в действие контакт 4, который замыкал цепь, а маятник получал импульс.

Наряду с устройством Лемуана коленчато-рычажное устройство Гиппа в той или иной форме продолжает использоваться до настоящего времени.

Маятниковые часы с электроприводом прямого действия, созданные после Гиппа. После Гиппа было немало изобретателей, проявивших большую находчивость в отношении использования идеи электрического привода прямого действия. Они при этом решали две задачи: 1) получить возможно более короткий импульс и передать его колебательной системе возможно ближе к положению равновесия и 2) передать этот импульс без механической связи.

Обе эти задачи, как показала практика, невозможно решить средствами механики, так трудно преодолеть силу инерции движущихся частей. Бреге был в числе первых, кто указал на возможность решить эту задачу, используя явление индукции, но не ему, а французскому профессору физики Чарльзу Фери принадлежит инициатива создания на этом принципе маятника с электрическим приводом (рис. 236).

В нижней части маятника укреплен подковообразный постоянный магнит 10; его нижний полюс при колебании маятника входит в неподвижную ка тушку 1, которая соединена с катушками 2, посаженными на полюсы неподвижного постоянного магнита 3. При разомкнутой цепи электромагнита якорь притянут к полюсам постоянного магнита 3. Один полюс батареи присоединен к маятнику, а другой — к одному из концов катушки электромагнита 4. Второй конец катушки электромагнита присоединен к контакту 7. На стержне маятника укреплен рычаг с контактным винтом 8. При колебании маятника влево контактный винт входит в соприкосновение с неподвижным контактом 7 и замыкает цепь электромагнита 4. Якорь 5 притягивается к электромагниту 4 и одновременно отрывается от постоянного магнита 3, вызывая изменение магнитного потока постоянного магнита. Вследствие этого в об мотках катушек 1 и 2 индуктируется электродвижущая сила, создающая кратковременный ток. Нижний полюс постоянного магнита 10 будет втягиваться в катушку 1, вследствие чего маятник получит импульс; при обратном движении маятника контакты 7 и 8 разомкнутся, якорь 5 притянется к полюсам постоянного магнита 3, снова вызывая изменение магнитного потока, но другого знака. Постоянный магнит 10 будет выталкиваться из катушки 1, и маятник получит очередной положительный импульс, поддерживающий его колебательный режим.

Продолжительность импульса весьма мала и определяется временем перемещения якоря 5 из одного положения в другое. Свой маятник Фери назвал маятником с электрическим приводом постоянной силы.

Явление самоиндукции, использованное Фери для устройства маятниковых часов с электрическим приводом прямого действия, послужило толчком для Грегори и Липмана к использованию для этой цели явления мгновенного заряда и разряда конденсатора. В 1899 г. ими на этом принципе были созданы электрочасы (рис. 237). В их схему включен конденсатор 5, который заряжается и разряжается через контакты 5 и 7, замыкаемые маятником. Возникающие при этом в катушках 3 и 4 импульсы тока и наведенное ими электромагнитное поле, взаимодействуя с постоянным магнитом 2, сообщает маятнику 1 необходимый механический момент.

Для того чтобы импульсы при заряде и разряде конденсатора были одинаковы, необходима хорошая изоляция обкладок конденсатора и отсутствие утечек тока через диэлектрик.

Электрические часы «Балл-Клок». Не малый интерес для электрохронометрии имеет изобретенный около 1920 г. профессором Марселем Мулином и М. Фавр-Баллом электрический привод прямого действия с подвижной ка тушкой, примененный ими в часах «Балл-Клок» (Bull Clock) (рис. 238).

Источником энергии этих часов является обычный сухой элемент. Груз маятника 7 представляет собой полую катушку. Она качается, не касаясь постоянного магнита 8 криволинейной формы. Катушка намагничена следующим образом: плюс —в середине, минусы — на концах. Для установки положения катушки предусмотрена регулировочная гайка 9. На стержне маятника имеется контактный штифт 1, под действием которого поворачивающийся на оси вилкообразный рычаг 2 может качаться. Рычаг прикреплен к корпусу часов. Он играет ту же роль, что и импульсная палета в спусковом механизме механических часов. На внутренней поверхности вилки с одной стороны имеется вкладыш из токопроводящего материала, а с другой — вкладыш из изолятора. Когда маятник совершает колебание справа налево, штифт касается токопроводящего вкладыша вилки и замыкает электрическую цепь.

При обратном колебании маятника штифт касается изолятора на вкладыше вилки, следовательно, цепь остается незамкнутой, но вилкообразный рычаг поворачивается так, чтобы быть подготовленным к замыканию цепи при следующем колебании маятника, т. е. справа налево.

Вилкообразный рычаг через коленчатый рычаг 3 воздействует на храповое колесо 4, которое при каждом периоде колебания маятника передвигается на один зуб. Движение стрелок осуществляется храповым колесом через по- средством червячной передачи 6. В часах имеется устройство, не допускающее отклонения амплитуды колебания маятника от установленной величины.

Рис. 237. Электрические часы Грегори и Липмана

Рис. 238. Устройство электрических часов «Балл-Клока» а —общее устройство; б— детали контакта

Рис. 239. Часы с магнитносвязаяными маятниками Рис. 240. Часы с приводом АТО

Часы «Балл-Клок» потребляют весьма незначительный ток, так что одного сухого элемента хватает на год и более.
Следует отметить, что в этих часах маятник несет функцию, отличную от обычных маятниковых часов: он фактически используется для приведения в действие стрелок, поэтому может рассматриваться, как двигатель и источник движущей силы.

В разобранных конструкциях маятниковых часов Бена, Гиппа, Фери, Грегора и Липмана с электрическим приводом прямого действия маятник обычно замыкает в нужный момент тот или иной контакт, будучи чисто механически связан с контактным устройством. Избежать этого недостатка в устройства электрических часов в некоторой степени удалось Чарльзу Фери.

В 1908 г. в Париже он доложил Физическому обществу о созданных им новых электрических часах. Предметом этого изобретения был свободный маятник, или, по словам Фери, маятник, который колеблется без единого механического контакта (рис. 239). В часах использовано колебание двух маятников Р1 (основного) и Р (вспомогательного), связанных магнитной связью. Если отвести основной маятник, он будет качаться справа налево; при этом подковообразный постоянный магнит А, укрепленный внизу стержня этого маятника, своим нижним полюсом будет свободно входить в неподвижную катушку Е, а верхним полюсом — в полость короткозамкнутой катушки С, укрепленной на стержне вспомогательного маятника. Благодаря электромагнитной индукции между короткозамкнутой катушкой маятника Р и движущимся магнитом колебание маятника происходит с тем же самым периодом, что и основного маятника Р1 но не в фазе с ним. Маятник Р при качении поочередно касается контактных пружин R и R’ с помощью планки, укреплен ной на его стержне, и поочередно посылает ток то к основному маятнику P1, то к вторичным часам. Это осуществляется следующим образом. При движении справа налево основной маятник в силу закона электромагнитной индукции будет увлекать за собой короткозамкнутую катушку, так как основной маятник намного тяжелее вспомогательного и вызовет его отклонение также влево от положения равновесия. Маятник замкнет контакт R, через катушку Е пройдет ток от батареи 2, и катушка начнет втягивать в себя магнит А, сообщая маятнику импульс.

Когда главный маятник дойдет до крайнего отклонения влево, сила тока в короткозамкнутой катушке вспомогательного маятника станет равной нулю и последний разомкнет пружинящий контакт R. Получив импульс, главный маятник начнет двигаться вправо и при этом опять-таки в силу закона электромагнитной индукции будет увлекать за собой короткозамкнутую катушку вспомогательного маятника, который, также отклоняясь вправо, замкнет кон такт R’ и пошлет от батареи 1 ток в сеть вторичных часов.

Изобретение Фери выдержало испытание временем. На использовании принципа устройства его часов были созданы часы с приводом АТО, получившие довольно большое распространение (особенно во Франции).

Маятник 1 часов АТО (рис. 240) снабжен согнутым по дуге постоянным магнитом 2, свободно входящим в катушку 3. При колебании маятника влево собачка 5 будет поворачивать храповое колесо 6, которое, во-первых, сообщит движение колесной системе и стрелкам, а во-вторых, замкнет цепь ка тушки 3 через рычаг 8 и контакты 4, 7. Катушка 3 втянет магнит 2, и маятник получит импульс. При этом рычаг 8 соскочит с зуба колеса 6, и цепь будет разомкнута. Часы АТО работают от сухой батареи напряжением 1,5 В.

Рис. 241. Электрические балансовые часы «Эврика»

Рис. 242. Электрические балансовые часы «Орель-Микро»

Особенность часов Фери заключается в использовании для замыкания тока того же самого храпового колеса, которое служит для вращения колес
ной системы и стрелочного механизма.

Электрические часы «Эврика» изобретены в 1906 г. в США Т. В. Пауэрсом и Г. Н. Кутковым; на это изобретение был выдан патент. Производство часов было организовано в США часовой компанией «Эврика». Часы «Эври ка» отличаются от других электрических часов тем, что у них регулятором хода является не маятник, а баланс большого размера, который получает импульс вблизи положения равновесия. Они имеют электропривод прямого действия.

На рис. 241 показан механизм часов со снятым циферблатом и футляром. Обод баланса изготовлен из двух металлов (биметаллический), он разрезан в двух местах и снабжен обычными регулировочными винтами. Диаметр баланса 82 мм, ширина обода 6,4 мм. Ось баланса расположена на шариках. Электромагнит с обмоткой и сердечником размещен на перекладине баланса, а якорь представляет собой основание часов, на котором поддерживается весь механизм.

Когда баланс находится в покое, электромагнит не взаимодействует с яко рем, контактный штифт не касается контактной пружины и цепь разомкнута. Замыкание цепи осуществляется лишь тогда, когда полюс электромагнита приближается к железному якорю, что происходит при колебании баланса справа налево, т. е. при колебании баланса только в одном направлении. Таким путем баланс получает необходимый для поддержания его колебаний импульс.

На оси баланса сидит диск, который на своей поверхности имеет кулачок. При каждом колебании баланса он отводит вправо посредством колесика верхнюю часть рычага. При этом нижняя часть рычага, изогнутая и снабженная собачкой, при каждом полуколебании поворачивает храповое колесо с
40 зубцами на один зуб. На оси храпового колеса сидит секундная стрелка и трибка с восемью зубцами, от которой движение передается через соответствующую зубчатую передачу к минутной и часовой стрелкам.

Часы «Эврика» изготовлялись также и в Англии; производство их было прекращено во время первой мировой войны.

Электрические часы фирмы «Орель-Микро». В электрических часах «Орель- Микро» (рис. 242) вместо маятника используется также баланс; он выполняет те же функции, что и маятник в часах «Балл-Клок», т. е. служит источником движущей силы. Часы «Орель-Микро» благодаря применению в качестве двигателя баланса (вместо маятника) более портативны, и ход их менее зависит от положения часов.

Движение балансу В передается посредством якоря С, одно плечо которого качается в прорези магнитопровода электромагнита D. Поводок Я, рас положенный на оси баланса, приходит в контакт с пластинчатой пружиной Е, осуществляя замыкание цепи через электромагнит. Это происходит только во время колебания баланса в одном направлении — вправо. Тогда поводок на оси баланса касается изогнутой изнутри пружины Е и отгибает ее кверху, чтобы осуществить контакт. При обратном размахе баланса поводок, ударяя пружину, отгибает ее книзу, и цепь размыкается. Контакт осуществляется несколько ранее того, как рычаг якоря войдет в прорезь электромагнита.

Передвижение стрелок часов происходит следующим образом. На оси баланса сидит пружинящая собачка F специальной формы, которая действует на храповое колесо G с 15 зубцами; это колесо ведет шестеренку, приводящую в движение зубчатую передачу от секундной к минутной и часовой стрелкам.

Баланс обладает большой кинетической энергией, продвижение храпового колеса легкое и надежное. Обыкновенная батарея карманного фонаря в 4,5 В может обеспечивать ход часов «Орель-Микро» в течение 9 месяцев.

Основным недостатком рассмотренных конструкций маятниковых и балансовых часов с электрическим приводом прямого действия является наличие в них механических контактов. Недостатки контактных устройств побудили изобретателей электрических часов изыскать иные пути для создания бесконтактных часов. Изобретение и усовершенствования часов такого устройства сначала были связаны с появлением трехэлектродных вакуумных радиоламп, но получили свое развитие только благодаря практическому приме нению полупроводниковых приборов — транзисторов. Вопрос о развитии бес контактных электрических часов будет рассмотрен ниже.