В настоящее время в карманных и наручных часах наибольшее применение имеет свободный анкерный ход, изобретенный Томасом Мюджем в 1754 г. В основу его был положен несвободный анкерный ход, примененный его учителем Георгом Грагамом в маятниковых часах. Свободный анкерный ход уступает по точности только хронометровому ходу, изобретенному на основе не свободного дуплексного хода. При хронометровом ходе, как и при дуплекс- ходе, импульс подается один раз за полное колебание баланса; при свобод ном анкерном ходе этот импульс подается при колебании баланса в том и другом направлении не прямо, как в цилиндровом и дуплекс-ходе, а посредством вилки, как в маятниковых часах с несвободным анкерным ходом Грагама.

Применение в балансовых часах вилки для передачи импульса явилось важным изобретением Мюджа в области хронометрии. Это открыло возможность преодолеть имевшиеся до того трудности для применения маятниковых ходов, приспособленных для работы с ограниченной амплитудой, в балансовых часах, работающих с большой амплитудой. Томас Мюдж вышел из этого затруднения путем введения передачи между якорем и балансом, но такую передачу, которая действовала только во время импульса, а во время про хождения балансом дополнительных дуг никакой связи между балансом и спусковым механизмом нет. Этим объясняется существенная разница в конструкции между ходом Грагама и свободным анкерным ходом Мюджа. В маятниковых часах вилка и маятник совершают свое колебание на одной оси под одним и тем же углом, чего нельзя добиться в свободном анкерном ходе, поскольку центры колебания анкера и баланса находятся в отдалении друг от друга. Эллипс и вилка — две захватывающие одна другую части анкерного хода — при совместном движении образуют два пересекающихся круга. Связь этих двух частей анкерного хода происходит в те моменты, когда они находятся в районе пересечения дуг кругов, описываемых каждым из них. При движениях, выходящих за эту точку, баланс находится вне всякой связи с остальными частями хода; он совершает свое колебание совершенно свободно и только при возвратном движении опять на мгновение приходит в связь с вилкой, получая вновь импульс. Баланс с анкерным ходом может делать вращение по полному обороту в каждую сторону, т. е. вдвое больше, чем баланс с цилиндровым ходом. Таким образом, применение анкерного хода, в отличие от грагамовского, обеспечивает свободное колебание баланса, т. е. баланс в течение значительной части своего движения не испытывает какого-либо воздействия от спускового регулятора, так как он разъединен с балансом, но вступает с ним во взаимодействие на мгновение для освобождения ходового ко леса и передачи импульса. Отсюда происходит английское название этого хода detashed lever escapement — свободный анкерный ход.

До Мюджа было несколько безуспешных попыток решить эту проблему. Тем не менее с исторической точки зрения не лишне указать на применение для этой цели секторного анкерного хода для передачи движения балансу от скобки при помощи такого механизма, который позволял увеличивать в значительной мере угол колебания баланса при сравнительно небольших углах поворота анкерной скобки.

Секторный анкерный ход. В 1722 г. физик и механик из Орлеана аббат Д’Отфей (1647—1724) опубликовал описание хода, в котором на оси баланса имелся триб, находящийся в зацеплении с зубчатым сектором, закрепленным на одной оси с анкером. Этот ход (рис. 185) интересен в том отношении, что он существенно отличается от применявшихся до него традиционных типов спускового устройства. Рычаг 5, выступающий над палетой 6, имеет на одном конце сектор 3 с зубчатым зацеплением. Последний находится в зацеплении с трибом 2, который составляет одно целое с осью баланса. Ходовое колесо 8 передает импульс палете, а отсюда через рычаг 5 — зубчатому сектору, который действует на балансовую ось и вызывает колебание баланса 1. Рычаг 5 выступает другим своим концом также за пределы палеты в виде противовеса 7. Два упорных штифта 4 на верхней пластине ограничивают движение рычага, с тем чтобы зубчатый сектор при своем вращении не мог выйти из за.- цепления с балансовой осью триба. Баланс, находясь в непрерывной связи с зубчатым сектором через триб, естественно, не мог иметь свободных колебаний даже на дополнительной дуге. Поскольку зацепление зубчатого сектора с трибом не может быть нарушено какими-либо внешними воздействиями удара или вибрации, то отпадает необходимость предохранительных устройств и притяжки.

Секторный анкерный ход был запатентован в Ливерпуле (Англия) в 1791 г. Петером Ливерландом. С таким ходом было изготовлено много механизмов под названием «шестерня и гребенка», или «гребенчатый анкер».

Некоторые считают, что современный анкерный ход мог быть результатом эволюции секторного хода, выразившейся в удалении всех зубцов сектора, кроме двух, и всех зубцов триба, кроме одного. Эта мысль совершенно ошибочна, она могла быть навеяна ходом, показанным на рис. 186. Ход был запатентован в Англии около 1814 г. Эдвардом Мэсси (1770—1852). В этом спусковом устройстве ход балансира ограничен прорезом в прямоугольном стержне на одном из его концов, который сцепляется с единственным зубом, выступающим за периферию круга маленького ролика, укрепленного на оси баланса; через этот ролик импульс передается балансу.
Первый свободный анкерный ход в исполнении Томаса Мюджа (рис. 187) был применен в часах, изготовленных им в 1754 г. для супруги короля Георга III Шарлотты. Эти часы находятся теперь в Виндзорском замке.

Ходовое колесо из стали имеет 20 зубцов; по внешнему виду и по форме зубцов оно такое же, какое имеется в ходе Грагама для маятниковых часов. Палеты 2 обхватывают 41/2 зубца по окружности ходового колеса. Они сделаны из сапфира и вставлены в опору после соответствующей отрегулировки на одном из палетных плеч. Рычаг 3 установлен на палетной оси и составляет прямое продолжение входа и выхода палеты, так что он находится на более низком уровне, чем палеты. У одного конца он имеет противовес 4. Два драгоценных камня 5 и 6, вставленные в оправу и соответственно отрегулированные, образуют разветвление. Они установлены на различной высоте (уровне), так что каждый может действовать на один из двух кулачков (7 и 8), соединенных вместе. Кулачки заменяют, или, что то же, выполняют функции двойной рольки, получившей распространение в современных часах со свободным анкерным ходом. Предохранительный штифт 9, имеющий форму изогнутых плеч, прочно прикреплен к палетам и действует на малый ролик 10, установленный на балансовой оси.

При вращении баланса один из кулачков контактирует со своим камнем и двигает рычаг, чтобы отключить спуск. Сразу же второй камень другого раз ветвления сцепляется с другим кулачком, который дает балансу импульс. Цикл повторяется; сначала один кулачок выполняет функцию отключения хода, а другой подает балансу импульс, затем функции у них и камней меняются на обратные.

Мюдж является не только изобретателем одного из первых свободных анкерных ходов, но, кроме того, он высказывал ряд других идей, новых в то время, но широкое применение получивших только теперь; таковы, например, его идеи о сдвоенном ролике безопасного действия и о палетах, изготовленных всецело из драгоценных камней, вставленных в оправы. Хотя сам Мюдж изготовил только двое карманных часов с этим ходом, но от его изобретения ведут свое начало все современные свободные хода, используемые теперь почти во всех карманных и наручных часах. Мюдж справедливо считал изобретенный им ход слишком трудным в изготовлении и применении и не пытался найти возможность для распространения своего изобретения.

Анкерный свободный ход из всех ходов, применяемых в карманных часах, бесспорно занимает первое место, но требует чрезвычайной аккуратности в исполнении. Часы с несовершенным цилиндровым ходом кое-как еще могут выполнять свое назначение, но механизм с несовершенным анкерным ходом непригоден. Следовательно, применение анкерного хода в карманных часах предполагает довольно высокий уровень развития технологии часового производства. Отсутствие этого необходимого условия в начале появления анкерного хода задержало на весьма продолжительное время его широкое применение и потому же он долго не был оценен по достоинству. Оборудование часовых предприятий было недостаточно совершенным, а у рабочих не было должных навыков для обеспечения нужной точности. Кроме того, в ранней конструкции анкерного хода имелась весьма существенная техническая недоработка, которая также немало задержала ее распространение.

Рис. 188. Свободный анкерный ход Эмери для карманных часов
ED — двузубец; в, F— импульсные штифты; R, L — рубиновые палеты; А, В, С — линии разрезов

Рис. 189. Свободный анкерный ход Бреге для карманных часов
А — зуб с утолщением на конце; СВК—разрез притяжки; D, R — палеты; F — вилка ролькой

В ней не предусматривалось применение притяжки — весьма необходимого условия для правильной работы анкерного хода в карманных и наручных часах.

Притяжка была изобретена в конце XVIII в. и впервые появилась в Англии в карманных часах Эмери (рис. 188), но получила всеобщее распространение с 1825 г. благодаря французскому часовщику Жоржу Лешо (1800— 1884), внесшему существенные усовершенствования в конструкцию анкерного’ хода. Конструкция анкерного хода Мюджа (по типу Грагама) имела палеты с цилиндрическими поверхностями покоя. Лешо заменил их плоскими поверхностями и расположил палеты под некоторым наклоном, что создавало угол притяжки. Благодаря этому вилка во время хода часов прижимается то к правому штифту, то к левому и тем самым баланс получает свободу колебания. Это сделало анкерный ход безупречным и обеспечило ему широкое распространение.

Изобретения Мюджа долго не имели надлежащего использования, пока Георг Севедж, знаменитый часовщик из Лондона, вместе с братом не привели оригинальные идеи Мюджа к более современному виду — к классическому типу английского анкерного хода.

Абрагам Луи Бреге

С 1830 г. этот ход получает в Англии значительное применение в карманных часах, после чего они стали изготовляться во все больших количествах и более удовлетворительного качества, чем часы с цилиндровым и дуплекс-ходом, которые в то время также изготовлялись, в Англии, но в небольших количествах.

Первый тип свободного анкерного хода, занявший прочное положение в. коммерческом мире, был английский анкерный ход с заостренными зубьями,, который будет рассмотрен ниже. Этот ход вскоре сделался стандартным для- английских карманных часов.

Дальнейший прогресс в устройстве свободного анкерного хода был достигнут в Швейцарии около 1840 г. Здесь появился ход с утолщенным на конце зубом (рис. 189). Данный ход был более прочным,, чем английский ход с заостренным зубом; он имел и другие преимущества. По-видимому, этот швей царский ход в карманных часах впервые был применен выдающимся часовщиком Бреге. Теперь почти каждый свободный анкерный ход в точных переносных часах снабжен зубом с утолщенным концом. Бреге, кроме того, в своей; конструкции часов применил устройство, называемое притяжкой.

Хотя первый свободный анкерный ход Мюджа был снабжен сдвоенной» ролькой особого типа, позднейшие типы свободного анкерного хода в Англии были уже с одной-единственной ролькой; в настоящее время снова вошла в употребление двойная ролька, впервые примененная, по видимому, Бреге.

Рис. 190. Английский свободный анкерный ход

В 1865 г. Роскопфом для массового выпуска дешевых карманных часов был применен штифтовый анкерный ход, который и до сих пор не вышел из употребления.

Английский свободный анкерный ход. Этот ход получил название английского ввиду того, что ходовое колесо снабжено английским зубом, т. е. ост рым, с очень небольшой фаской (рис. 190). Его основные части: 1) ходовое колесо, 2) якорь (анкер), 3) вилка, 4) колонштейн (эллипс), 5) предохрани тельное приспособление.

Ходовое колесо здесь имеет 15 зубцов. Расстояние между концами двух зубцов составляет 24°. Якорь (анкер) чаще всего охватывает 2,5 зуба: Угол обхвата анкера, таким образом, составляет 2,5х24 = 60°.

Анкер жестко крепится с вилкой посредством винтов. Вилка снабжается противовесом для уравновешивания ее веса и приведения центра тяжести якоря и вилки к оси их вращения. Конец вилки оканчивается рожками, охватывающими эллипс (импульсный камень), укрепленный на рольке. Эллипс имеет вид колонки (его часто называют колонштейном) и изготовляется из камня; он передает импульс балансу, а потому называется также импульсным камнем. Еще он называется предохранительным штифтом, потому что исключает возможность случайных остановок хода из-за перехода вилки в другое положение. В английском ходе чаще всего используется простая, а не двойная ролька. Ролька вместе с предохранительным штифтом тоже выполняет предо хранительные функции. Ее насаживают на ось, а поверх насаживают втулку, на которой укрепляется баланс и резервная ролька спиральной пружины.

Якорь изготовляется из стали обычно из одного куска, а те места, куда попадает и по которым скользит зуб ходового колеса на обеих палетах, вырезаются насквозь, и в образовавшиеся углубления вставляются соответствующим образом отшлифованные и отполированные куски рубина или сапфира. Якорь имеет палеты — входную и выходную.

Существенным в английском ходе является то, что импульс передается целиком палете анкера.

Действие английского анкерного хода складывается из: а) прохождения балансом дополнительной дуги в одном и другом направлении от положения равновесия, когда он совершает свободные колебания, будучи несвязанным с вилкой; б) момента освобождения зуба ходового колеса из-под палеты; в) момента передачи импульса и падения ходового колеса на покой.

После того как эллипс выходит из прорези вилки, баланс большую часть своего пути совершает свободно, не будучи связан с анкерной вилкой; в это время ходовое колесо и вилка неподвижны, как и все остальные детали часового механизма, кроме системы баланс—спираль. Но при своем обратном движении, когда баланс достигает положения равновесия и имеет наибольшую скорость движения, эллипс снова попадает в вырез вилки при условии, что- сохранилось положение вилки без изменения, т. е. в том положении, в каком она находилась в момент выхода эллипса из выреза вилки. Легче ограничить, движение вилки вперед, чем назад. Удержание анкера в установленном положении достигается лишь силой ходового колеса, когда плечи анкера под. давлением зуба будут притягиваться к колесу. Для надежного удерживания анкера необходимо иметь вместо цилиндрических плоские поверхности покоя палеты и расположить палеты под некоторым углом к радиусу колеса, чаще под углом 12°. Это и будет углом притяжки. Назначение притяжки заключается также в отведении предохранительного штифта от рольки в такой мере,, при которой не будет трения штифта о боковую поверхность рольки, чтобы, не мешать свободным колебаниям баланса.

Сила, которую нужно приложить к палете, чтобы выдернуть ее из-под зуба, носит название силы освобождения. Когда эллипс (импульсный камень) при прохождении балансом положения равновесия попадает в вырез вилки и производит удар о стенку выреза, он тем самым сообщает вилке скорость. Вилка в свою очередь посредством палеты производит удар о зуб колеса. Под влиянием скорости, полученной при ударе, ходовое колесо теряет контакт с палетой и начинает отход назад. Величина этого отхода зависит от угла по коя С (или, как иногда говорят, от глубины хода) и от угла притяжки. Для того чтобы зуб ходового колеса- вышел из покоя, анкер должен повернуться на угол 11/ °, а противоположная плоскость покоя под таким же углом вступить в окружность колеса. На это баланс затратит часть приобретенной им во время движения кинетической энергии.

После освобождения зуб анкерного колеса переходит с плоскости покоя на плоскость импульса. Рис. 191, а изображает тот момент, когда зуб а ходового колеса только что начал скользить по импульсной плоскости входной палеты. За время прохождения острием зуба от начала плоскости импульса до ее конца ходовое колесо поворачивается на некоторый угол, называемый углом импульса на палете. Соответствующее движение вилки составляет подъем вилки на палете. Сумма углов, проходимых вилкой при подъеме на палете и на зубе, называется подъемом вилки.

При импульсе якорь поворачивается на 81/ °> из которых 3° приходится на зуб и 51/ ° на палету. Весь подъем будет 1 1/ 0 покоя и 81/ о импульса, всего 10°
Движение ходового колеса за каждый такой подъем происходит под углом 12°, что составляет половину угла обхвата 2’/2 зубцов анкером. На рис. 191,6 зафиксировано мгновение, когда зуб а спадает с импульсной входной палеты. и падает на покой выходной палеты, а зуб и приближается к импульсной па лете. Угол поворота анкерного колеса с момента окончания импульса и до- падения зуба на плоскость покоя называется углом падения. Угол падения составляет 3° у английского и 1о30″ у швейцарского ходов.

Передача импульса и падения ходового колеса происходит дважды за полный период колебания баланса, и каждый раз анкерное колесо поворачивается на половину углового шага.

Чтобы зуб ходового колеса и прилегал к плоскости покоя палет только, своим кончиком, передний его бок должен иметь по отношению к радиусу колеса наклон по крайней мере в 24°.

Рис. 191. Схематическое изображение действия английского анкерного хода при прохождении им угла импульса и падения

Рис. 192. Основные части швейцарского хода
/ — двойной ролик; 2— эллипс; 3— импульсный ролик; 4 — анкерная вилка; 5 — плоскость покоя палеты; 6 — выходная па. лета; 7 — плоскость импульса палеты; 8— триб анкерного колеса; 9 — анкерное колесо; 10 — пятка зуба; 11 — острие зуба; 12 — плоскость импульса на зубе; 13 — ось вилки; 14 — входная палета; 15 — предо хранительный ролик; 16 — копье

Зубцы ходового колеса должны быть очень тонкими, чтобы анкер мог беспрепятственно попадать в промежутки зубца ходового колеса. Ходовое колесо с тонкими и острыми зубцами, конечно, легко подвергается износу и повреждению. К недостаткам этого хода от носятся также тяжелые и широкие палеты, изготовляемые как одно целое с якорем, и технологические трудности, связанные с изготовлением острых зубцов ходового колеса. Именно в перечисленных недостатках заключается при чина того, что английский анкерный ход не получил широкого распространения.

Швейцарский анкерный ход. В наручных и карманных часах этот ход имеет наибольшее применение. Он получил значительное распространение вместо английского анкерного хода.

Ходовое колесо имеет 15 зубцов; они значительно отличаются от зубцов ходового колеса, используемого в английском ходе; зубцы в швейцарском ходе не заострены. Основные части швейцарского свободного анкерного хода представлены на рис. 192.

Якорь и вилка в швейцарском ходе большей частью изготовляются из цельного материала, хотя это и не обязательно. Якорь снабжен входными и выходными палетами. Анкерная вилка имеет вырез (паз) для эллипса, около которого расположены рожки вилки. Внутренние поверхности рожков выполнены по двум окружностям равного радиуса. Для предохранения часов от возможных остановок из-за перехода вилки в другое положение ход снабжается предохранительной ролькой и копьем. Копье, изготовляемое из твердой латуни, прочно запрессовано и расклепано в отверстие хвоста вилки.

В швейцарском анкерном ходе чаще всего используется двойная ролька: одна, большая —для импульса и другая, меньшая —для предохранения от случайного переброса вилки. На одной и той же рольке эти две функции одновременно несовместимы. Двойная ролька изготовляется из латуни или ста ли и плотно напрессована на ось баланса. В импульсной рольке запрессовывается эллипс. Эллипс, как и палеты, изготовляется из рубина.

Опорами оси баланса служат камневые подшипники, состоящие из сквозных и накладных камней. Края отверстий в камнях, а также концы (цапфы) оси закруглены для уменьшения трения.

Работа швейцарского анкерного хода дана на рис. 193 (положения /—VI).
I. В момент прохождения балансом дополнительной дуги против часовой стрелки от его крайнего положения до начала взаимодействия с анкерной вилкой (а).

II. Когда баланс при своём свободном движении достигает положения равновесия и, имея максимальную скорость, вводит в вырез анкерной вилки эллипс.

III. Положение анкерного хода к концу освобождения. Угол поворота анкерной вилки во время освобождения называется углом освобождения, или полным углом покоя.

После перехода с плоскости покоя на плоскость импульса входной палеты начинается передача импульса (момента) с анкерного ко леса через вилку на баланс.

IV. Когда зуб колеса скользит по плоскости импульса палеты и передает момент на анкерную вилку, поворачивая ее на определенный угол.

V. После окончания импульса и до падения зуба на плоскость покоя.

VI. В момент покоя на выходной палете. Баланс движется совершенно свободно к правому крайнему положению (b), проходя второй дополнительный угол, так как эллипс вышел из выреза вилки якоря и всякое соединение якоря с балансом прервалось.

При возвращении баланса из крайнего правого положения цикл работы спуска повторяется, но уже на выходной палете, и за полный период колебания баланса анкерное колесо повернется на один зуб. Таким образом, за полный период колебания баланса передача импульса и падение анкерного колеса происходят дважды, и каждый раз анкерное колесо поворачивается на половину углового шага. Следовательно, анкерное колесо вращается прерывисто, скачками.

Анкерные хода разделяются в зависимости от положения плоскостей по коя и плоскостей импульса по отношению к оси вилки на неравноплечие, или равнопокойные, на равноплечие, или равноимпульсные, и смешанные. Различное взаимное расположение палет при этих ходах приводит к некоторому различию в характере импульсных кривых, моментов импульса и моментов освобождения. В неравноплечем ходе условия освобождения одинаковы на обеих палетах, и поэтому он называется равнопокойным; в равноплечих и смешанных ходах нельзя обеспечить это условие.

Рис. 193. Работа швейцарского анкерного хода

Рис. 194. Боковой швейцарский анкерный ход

В равноплечих ходах середины плоскостей импульса палет равноудалены от оси вилки, поэтому данный спуск можно назвать равноимпульсным.

В рассмотренных выше конструкциях английского и швейцарского анкерных ходов ось ходового колеса, ось якоря и ось баланса расположены по пря мой линии. Поэтому такой анкерный ход называют прямым ходом, или ходом с прямым положением вилки. Однако иногда в механизмах эти три точки располагаются иначе. Прямая, проходящая через ось якоря и ось колеса, с прямой, соединяющей ось якоря с осью баланса, образует прямой угол. В этом случае анкерный ход называют боковым. Прямой анкерный ход при меняется в лучших швейцарских часах, а боковой анкерный ход применяется в английских и швейцарских часах низкого качества.

На рис. 194 изображен боковой ход, который подобен прямому швейцарскому ходу. Части механизма здесь остаются те же, что и у швейцарского хода, однако якорь несколько отличается — имеет противовес для уравновешивания вилки.

В кинематическом отношении прямой и боковой хода одинаковы. В боковом ходе ходовое колесо 1 с якорем 2 и вилка с колонштейном 3 являются независимыми и отдельными механизмами, однако это не меняет принцип их действия.

Боковой ход в часах низкого качества стали применять потому, что при нем кончики осей и осевые отверстия срабатываются несколько меньше, чем при прямом ходе. Это позволяет применять более дешевые материалы, что снижает стоимость часов. Следует также отметить, что боковой ход занимает меньше места, что позволяет уменьшить габариты часов.

Штифтовый анкерный ход. Штифтовый ход для маятниковых часов, описанный выше, не следует смешивать с ходом со штифтовыми палетами, пред назначенными для балансовых часов. Этот ход в карманных часах был применен Георгом Фредериком Роскопфом около 1865 г. и впервые появился на Парижской выставке 1867 г. Обычно этот штифтовый ход относят к типу свободных ходов, предназначенных для применения в карманных и наручных часах. Однако ход со штифтовыми палетами по своему качеству во всех от ношениях уступает всем другим типам свободных ходов и имеет несравненно более ограниченную область применения; он используется только в дешевых карманных или наручных часах массового изготовления. Часто ход со штифтовыми палетами выдают за ход Роскопфа, но это не совсем правильно. Этот ход не может считаться изобретением Роскопфа, его заслуга заключается лишь в том, что он сумел удачно объединить в созданной им конструкции хода механические изобретения, сделанные другими, и организовать массовое изготовление дешевых карманных часов с этим ходом.

Роскопф применил в карманных часах простейшие и экономичные в изготовлении детали и узлы; немало он потрудился над усовершенствованием технологии массового их производства.

Большинство карманных и наручных часов с ходом со штифтовыми палетами не являются собственно камневыми часами, хотя в современной практике и имеется тенденция снабжать их двумя, четырьмя или пятью камнями: первые два камня — для опор балансовых осей, следующие два — как кончики осей (end stones); иногда, хотя и редко, применяют камневые штифты. Между тем во всех вращающихся опорах в плоскости подшипников имеет место трение, а следовательно, быстрый износ деталей, вращающихся в опоре.

Рис. 195. Штифтовый анкерный ход с прямым расположением вилки

Рис. 196. Штифтовый ход с расположением анкера сбоку
1 — противовес; 2 — колонштейн; 3 — ось баланса; 4 — спицы баланса

Ход со штифтовыми палетами широко применяется не только в дешевых карманных и наручных часах, но и в будильниках, изготовление которых так же имеет массовый характер. В этом случае штифтовый ход стоит вне конкуренции.

На рис. 195 представлен штифтовый анкерный ход с прямым расположением вилки. Двигатель через посредство колесной системы, оканчивающейся трибом 1, передает вращательный момент ходовому колесу 2, которое стремится вращаться в направлении стрелки. Ходовое колесо снабжено зубцами, имеющими форму неправильного четырехугольника: зуб спереди ограничен плоскостью покоя с наклоном к радиусу под углом 16—20°, сверху — наклон ной плоскостью импульса, а сзади — плоскостью, параллельной следующему зубу. Особенностью штифтового хода является то, что здесь плоскость покоя
3 и плоскость импульса 4 лежат полностью на зубе, тогда как в английском анкерном ходе они лежат на палете, а в швейцарском плоскость импульса распределена между зубом и палетой.

Якорь 6, представляющий одно целое с вилкой 7, вращается на оси 12. При каждом колебании баланса 8 импульсный штифт 9, запрессованный снизу баланса перпендикулярно к плоскости якоря, входит в вырез вилки и перекладываег ее из одного крайнего положения в другое, при этом штифты 5 якоря пропускают ходовое колесо на половину шага. При повороте ходового колеса на половину шага зуба колесо своей плоскостью импульса толкает штифт, передающий через систему якорь — вилка балансу импульс, поддерживающий его колебание. Спираль (волосок) 10 внутренним концом закреп лена в рольке, посаженной на ось баланса, наружным — в колодке, установленной в мостике. На рычаге сделан U-образный изгиб, между вертикальны ми стенками которого пропущен наружный виток волоска; при повороте рычага меняется действующая длина волоска, что вызывает изменение периода колебания баланса. Якорь может быть отдельной и самостоятельной деталью и не составлять единого целого с вилкой. Такой якорь употребляется тогда, когда вилка расположена сбоку анкера. В этом случае вилка дополняется противовесом веслообразой формы (рис. 196).

Если амплитуда колебания баланса будет больше, чем 3/ оборота, то колонштифт упрется в боковой рог, при этом получится мягкий удар, так как вилка слегка пружинит.

Штифтовый ход в смысле точности и постоянства нисколько не хуже английского и швейцарского анкерных ходов. К его недостатку следует отнести недолговечность. Часы со штифтовым ходом раньше изнашиваются.